Форум » ДРЕССИРОВКА » Ролевые игры » Ответить

Ролевые игры

Админ: Ролевые игры. Иван Затевахин. Журнал «ДРУГ»№6, июнь 2007г. Важный аспект, который хотелось бы выделить особо: собака — существо социальное. Но ее социализация имеет двойную направленность: в соответствующий возрастной период она «запечатлевает» (то есть учится правильно распознавать намерения контрагентов и правильно на них реагировать) не только своих четвероногих собратьев, но и человека! Все мы порой удивляемся тому, что наш питомец прекрасно «понимает» наши намерения. Мы еще только одеваемся, а он уже радостно виляет хвостом и подпрыгивает, предвкушая прогулку. И наоборот, на следующий день, в аналогичной, казалось бы, ситуации — понурив голову идет на место, демонстрируя утрированно-опереточную скорбь, поскольку на этот раз хозяин идет на улицу без него. Вы удивлены? Вы умиляетесь? Это ваше право. Однако! С присущим всем дрессировщикам занудством отмечу, что умение распознавать намерения человека по отдельным нюансам его поведения — эволюционное приобретение, отличающее собаку от ее диких предков. И все же умение существовать в человеческом социуме «не упало» на собаку с неба. Предпосылки для этого опять-таки следует искать в прошлом. Напомним: собака, как и большинство псовых, существо социальное. То есть ее дикие предки — стайные животные. Современная наука считает, что с 99%-ной вероятностью этими предками был один из азиатских подвидов. Как устроена волчья стая? На эту тему в свое время было высказано множество спекулятивных сентенций, которые с настойчивостью (но не с интеллектом) попугая повторяют многие современные кинологи. Суть их сводится к тому, что в каждой стае есть вожак, которому подчиняются (в порядке, аналогичном армейской субординации) остальные члены стаи. Однако давно известно, что эта концепция неприменима к сообществам позвоночных животных, обитающих в естественной среде, что еще в 80-х годах прошлого века было показано рядом исследователей и четко сфор-мулировано нашим соотечественником М.Е. Гольцманом. Что касается псовых, то ставшие уже классическими исследования, А.Д. Пояркова, казалось, камня на камне не оставили от подобных воззрений. Ан нет: то тут, то там приходится слышать о «вожаке» стаи, «праве сильного» и т.д. При этом, увеличивая путаницу, правильные термины используют в неправильном контексте. И самое главное! Неправильные взгляды на взаимоотношения в стае волков переносятся на отношения владельца и собаки, что приводит к «перекосу» взаимодействия хозяина с собакой в сторону силового варианта. Разумеется, иногда допустимо и жесткое давление на собаку — но не всегда, не во всех случаях. На самом деле, связи внутри и волчьей (собачьей), и «человеческой» стаи объясняются и описываются в терминах концепции «социальных ролей». Первым по отношению такой подход лет двадцать назад осуществил Андрей Поярков. Изначально эта концепция «применялась» психологами, изучавшими отношения в человеческих семьях. Поясним, в чем ее суть. К примеру, в нор-мальной семье есть папа и есть мама, бабушка (иногда она еще и теща, а бывает, что и свекровь) и дедушка. Согласитесь, что отцы, матери и даже тещи бывают разными. Дедушка может ходить на работу и быть академиком, избавляющим человечество от облитерирующего эндартриита, а может сидеть вме-сте с другими дедушками во дворе и забивать козла. Папа бывает подкаблучником, несмотря на майорские погоны, а бывает диктатором, несмотря на сугубо штатскую специальность. Мама же может быть строгой, а может и мягкой. Но какой бы мягкой она ни была, на кухне командир мама, а не папа. Очевидно, что работающая она (в тяжелых случаях — бизнеследи) отличается от мамы-домохозяйки кругом занятий (функций). Так вот в терминах «ролевой» концепции «папа», «мама», «бабушка», «дедушка» — это социальные позиции, а «мама-домохозяйка» или «мама-бизнеследи» — социальные роли. Собачья стая, как показывают нам исследования Пояркова, устроена схожим образом. Ученый доказал, что «абсолютного вожака», доминирующего во всех сферах жизни собачьей (равно как и волчьей) стаи, не существует. Какие-то особи без боя не отдадут косточку, а какие-то пойдут до конца в «женском» вопросе. Маршруты перемещений могут определять далеко не самые сильные физически особи. Впрочем, отошлем интересующихся к трудам автора, публиковавшимся неоднократно. Нам же важно, чтобы в семье своих хозяев собака занимала правильную социальную позицию и играла правильную социальную роль. Идем дальше. Социальная позиция собаки очевидна. Собака НЕ ДОЛЖНА ДОМИНИРОВАТЬ над членами семьи (хозяевами) в важнейших процессах, как то: 1) распределение бюджетов времени (когда есть, когда спать, когда идти на прогулку); 2) распределение мест отдыха (собака не должна выбирать себе место, которое будет охранять от людей); 3) поглощение пищи (то есть не рычать на хозяина и не кусать его в то время, когда ест сама или когда ест хозяин); 4) социальное общение (не навязывать его с помощью угрозы). Кроме того, человек должен избирательно доминировать над собакой на прогулке, управляя ее поведением: т.е. необязательно определять в деталях маршрут или характер деятельности собаки во время «гуляния», однако в необходимый момент нужно добиваться от нее беспрекословного подчинения. Особо следует отметить, что вовсе не обязательно ограничивать активность собаки во время игры, ласки. Иными словами, если собака предложила вам поиграть в мяч или почесать у нее за ухом, не стоит наказывать ее за это. Напротив, если у вас есть время — лучше поиграйте с ней или почешите-таки ее за ухом. Таким образом, с точки зрения социальной позиции, собака в семье — это ребенок. Но! Хорошо воспитанный и знающий свое место! У «правильной» со-баки, как и у «правильного» ребенка, есть множество прав и привилегий, кроме одного — самостоятельно управлять своей жизнью и жизнью семьи. В нашей ситуации важно понять, что формирование социальной позиции и социальной роли всегда достигается одним и тем же средством — дрессировкой. Напомним, кстати, что социальная роль у «правильной» собаки может быть разной: от компаньона и товарища по лежанию на диване перед телевизором до товарища по борьбе с оргпреступностью в составе спецподразделения «Беркут». Наверное, не следует отдельно объяснять, что для того, чтобы поставить в правильную позицию чихуахуа и настоящую кавказскую овчарку, усилия могут быть затрачены разные. Но куда хуже, если эти усилия направлены не в ту сторону. Например, «вживание» крупной собакой с жестким характером в роль «балованного» ребенка опасно для здоровья ее хозяина и членов его семьи. Однако возвращение собаки на правильное место в семье вовсе не обязательно низводит ее до положения изгоя, которого шпыняет каждый лишь для того, чтобы подтвердить свой более высокий социальный статус и точку зрения «знатока» с дрессплощадки, вещавшего что-то «про вожака и иерархию». Более того, водворение собаки на место <правильного ребенка> подразумевает получение ею неких привилегий — точно так же, как «правильный», не затюканный и не забитый ребенок имеет свой личный час для игры на компьютере после того, как сделал все уроки, сходил в бассейн и почитал книгу. Собаки же получают свою порцию радости как в виде возможности безмятежно подремать в свободное время, так и в виде — и это чрезвычайно важно — тактильного контакта, а лучше совместной деятельности с человеком — будь то прогулка, игра, дрессировка, соревнования или почесывание собаки за ухом. И об этих ее привилегиях ни в коем случае нельзя забывать. «Передавливание» собаки, лишение ее маленьких радостей грозит большими неприятностями: собака с сильным характером наверняка найдет слабое звено в семье и отыграется на нем. Те случаи, когда неслужебные собаки кусают детей, часто объясняются чрезмерным давлением на них со стороны хозяев и лишением их «привилегий», в частности привилегии радостного общения с людьми. Таким образом, первостепенной задачей обучения является водворение собаки на правильную позицию в семье. Задача номер два — формирование навыков для выполнения ролевых функций. Впрочем, на каком-то этапе решение этих задач можно совмещать. Главное — их не путать.

Ответов - 1

Чёрная Леди: Админ пишет: если собака предложила вам поиграть в мяч или почесать у нее за ухом, не стоит наказывать ее за это. Напротив, если у вас есть время — лучше поиграйте с ней или почешите-таки ее за ухом. Вот сколько людей, столько и мнений. А в другой статье говорится, что только хозяин может решать, гладить ему сейчас собаку, играть с ней или нет...



полная версия страницы